Skip to content

Баба-Яга — один из отрицательных, злых образов русских народных сказок. Она жестока, бессердечна, уродлива. Даже маленькие дети становятся жертвами её жестокости. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается страшным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных.

Уже самое начало пьесы Чайковского «Баба-Яга» отличается фантастическим, угрюмым и зловещим характером. Пьеса начинается с напористого, отрывисто-короткого и острого восходящего мотива, содержащего неустойчивый интервал до—фа# (увеличенная кварта — тритон). Напряжение ещё более усиливается, когда вслед за этим звучит неустойчивое двузвучие — тритон в верхних голосах (ми—ля#).

Таких резких, напряжённых, неустойчивых звучаний в пьесе довольно много: они применены композитором для обрисовки жуткого образа злой, ворчливой Бабы-Яги. Мы можем представить себе, как она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым, «колючим» взглядом; мы можем нарисовать в своём воображении всю картину беспокойного, тревожного её полета. Особенно выразительны сухие отрывистые звуки мелодии и громкие, акцентированные аккорды (такты 1—7, 25—31). Аккорды эти подготовляются короткими, устремлёнными вверх мотивами в басу, которые ещё больше подчёркивают напряжённость, силу и резкость аккордов.

Очень выразительны и многие другие места пьесы. Вот, например, такты 19—24, где в коротких, настойчиво стремящихся вверх мелодических мотивах чувствуется что-то угрожающее, ощущается как бы нарастание накипающей у Бабы-Яги злобы, с которой она готова обрушиться на свою невинную жертву. По следующей ссылке вы найдете информацию о русская этническая музыка.

В заключительных тактах пьесы музыка рисует как бы постепенное удаление и, наконец, исчезновение Бабы-Яги.

Вся эта фантастическая пьеса насыщена тревожной стремительностью, беспокойством и имеет несколько мрачный характер.