Сейчас существует несколько компьютерных программ для транспонирования (перевода тональности) песен. Юные певцы и гитаристы пользуются ими неохотно, и это неудивительно. Гитарный аккомпанемент — не математическая наука. Бывает, что в песне в тональности Dm на пятой ступени лучше звучит A7, но в той же песне в тональности Am доминантсептаккорд в открытой позиции звучит или резко, или невнятно, или сбивает с вокального интонирования. Программа для транспонирования в этом случае не учтёт особенностей обращения аккорда и не предложит благозвучную доминанту E. Поэтому при транспонировании лучше не полагаться на программы, которые переводят механически, а думать самому. Так делают опытные музыканты, держа правила транспонирования в голове. Правила не сложны, усваиваем мы их на уроках, а запомнить их помогают несколько опорных сигналов, которые я здесь размещаю. Кстати, мне, учившемуся по методике своих земляков Виктора Фёдоровича Шаталова и Майи Семёновны Винокур, система опорных сигналов: схем, таблиц, графиков, эффективно помогает всю жизнь.
Также эти таблицы тональностей удобно использовать как для подбора песен по слуху, так и для написания собственных песен. Они помогают сориентироваться в тональности и тональных функциях, исключить из подбора ненужные аккорды. Выбирать потребуется не из многих тысяч аккордов, которые можно взять на гитаре, а только из семи основных. Конечно, речь идёт о несложной, популярной музыке. Вообще же в музыке возможно всё, и талантливый композитор постарается уйти от избитых последовательностей, выйти за рамки семи ступеней. Но пока чаще случается так, что чем больше количество слушателей у вокального произведения, тем меньше в нём аккордов. Тем не менее, даже наторелые музыканты хранят в памяти знания в виде таких структурированных таблиц.
МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
I t тоника |
II | III | IV s субдоминанта |
V d доминанта |
VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
Am A7 A |
H7 | C | Dm (D) (D7) |
E Em E7 |
F | G G7 |
Em E E7 |
F#7 F# |
G | Am (A) (A7) |
H7 Hm H |
C | D D7 |
Dm D7 D |
E E7 |
F | Gm (G) (G7) |
A7 Am A |
B | C C7 |
Hm H7 H |
C#7 | D | Em (E) (E7) |
F# F#m F#7 |
G | A A7 |
- Распространённые последовательности аккордов:
- t-s-d-t / t-d-t / II-d-t / III-VII / VII-III / Tdur-s / Tdur-s-VII-III-VI-s-d-t
dur – (от латинского durus) то же, что мажор
МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
I T тоника |
II | III | IV S субдоминанта |
V D доминанта |
VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
C C7 |
Dm (D) |
Em E |
F | G G7 |
Am A |
H7 |
G G7 |
Am (A) |
Hm H7 |
C | D D7 |
Em E |
F# F#7 |
F F7 |
Gm (G) |
Am A7 |
B | C C7 |
Dm D |
E E7 |
D D7 |
Em (E) |
F#m F# |
G | A7 A |
Hm H |
C# C#7 |
A A7 |
Hm (H7) |
C#m C#7 |
D | E E7 |
F#m F# |
G# G#7 |
Остальные тональности можно построить аналогично, с помощью следующей памятки.
- Минорные гаммы строятся по принципу:
- тон, полутон, два тона, полутон, два тона
- 1 — ½ — 1 — 1 — ½ — 1 — 1
- Мажорные гаммы строятся по принципу:
- тон, тон, полутон, три тона, полутон
- 1 — 1 — ½ — 1 — 1 — 1 — ½
Дубль-диезы и дубль-бемоли – не использовать.
Пример: Построим тональность G#m
1. Пишем буквенные обозначения звуков. Вспомним последовательность нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, (кошка ехала в такси), и построим эту же последовательность, только от ноты соль (G): соль, ля, си, до, ре, ми, фа.
I t тоника |
II | III | IV s субдоминанта |
V d доминанта |
VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
G | A | H | C | D | E | F |
2. Добавляем ладовые различия, по аналогии с уже известными нам минорными тональностями. Субдоминанта, как правило, минорная, но могут быть варианты. Доминанта может быть любая, но на первое место ставим пока мажорную. Тоника — понятно, что минорная, но может измениться — преобразоваться в мажор и сама стать доминантой к собственной субдоминанте. Остальные ступени мажорные, а II и VII часто могут быть септаккордами на основе мажора.
I t тоника |
II | III | IV s субдоминанта |
V d доминанта |
VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
Gm G G7 |
A7 | H | Cm (C) (C7) |
D Dm D7 |
E | F F7 |
3. Пожалуй, самое трудное в вычислении — добавляем знаки альтерации. Для этого отсчитываем интервалы между звуками по принципу минорной гаммы: от соль-диез до ля — полутон, а должен быть тон — пишем ля-диез. От ля-диез до си — полутон, и должен быть полутон — оставляем си. От си до до — полутон, а должен быть тон — пишем до-диез, и т. д.
I t тоника |
II | III | IV s субдоминанта |
V d доминанта |
VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
G#m G# G#7 |
A#7 | H | C#m (C#) (C#7) |
D# D#m D#7 |
E | F# F#7 |
Вычисление знаков тональности с помощью гамм понятно, наглядно и в результате более практично, чем вычисление по порядку появления диезов и бемолей. Знаете, почему? Мажорная и минорная гаммы всегда под рукой: вот До мажор, вот ля минор на вашей гитаре. Можно увидеть последовательность интервалов и построить аналогичные от любой ноты. Система же «фа-до-соль-ре-ля-ми-си», «последний диез на ноту ниже тоники» и т. д. требует большего запоминания правил, исключений к ним, непростых вычислений ключевых знаков минорных тональностей. Попробуйте, например, определить знаки альтерации в тональностях соль-бемоль минор или Соль-диез мажор. При вычислении с помощью гамм сразу видно, что эти тональности для записи не используются. Учитывая, что работать нужно с широким кругом самых разных людей, желающих петь и аккомпанировать, рассчитывать на запоминание ими множества правил не приходится. По этой же причине в таблицах тональностей я опустил некоторые обозначения, в частности, что III и VI ступени это медианта (m) и субмедианта (sm). А самые старательные и неленивые ученики, конечно, пойдут дальше и узнают, что…
- Считается, что всего тональностей 24, а не 30, из-за энгармонического равенства (совпадения):
-
- Энгармонически равные минорные тональности:
- G#m = Abm, соль-диез минор и ля-бемоль минор
- D#m = Ebm, ре-диез минор и ми-бемоль минор
- A#m = Bm, ля-диез минор и си-бемоль минор
- Энгармонически равные мажорные тональности:
- H = Cb, Си мажор и До-бемоль мажор
- F# = Gb, Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор
- C# = Db, До-диез мажор и Ре-бемоль мажор
- 30 − 6 = 24
- Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видео-уроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше?